АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
1.05.2021, 21:03 7
Когда футбол – это лишь игра, вокруг которой течет настоящая жизнь со всеми ее проблемами и жестокостью…

Нищета, войны, осада и непримиримое дерби. Любопытная история «Железничара»Около трех часов дня 5 апреля 1992 года перед стадионом «Грбавица» раздалась стрельба, приведшая к остановке матча 26-го тура чемпионата Югославии-1991/92. На табло было 35 минут от начала футбольного поединка, когда игроки боснийского «Железничара» и сербского «Рада» побежали по направлению к раздевалкам. Это означало конец футбольным матчам между боснийцами, хорватами и сербами. Концепция мирного сосуществования, заложенная Брозом Тито, рухнула.

«Я предупреждаю вас, иначе вы затащите Боснию в ад! Вы, мусульмане, не готовы к войне, вам грозит исчезновение», – заявил тогда лидер боснийских сербов, а впоследствии первый президент Республики Сербской Радован Караджич.

За 4 дня до этого в боснийском городе Биелина сербскими военизированными формированиями, известными как «Тигры Аркана», было убито 78 мирных жителей. В хроники попали шокирующие кадры, когда идущие по улицам солдаты пинали умирающих на земле женщин и стариков. Боснийцы не верили своим глазам, а потому в то воскресенье вышли на мирный митинг возле стадиона в Сараево, чтобы поддержать мир среди всех югославов. Никто не понимал, что городские традиции взаимной терпимости подвергались смертельному риску, ведь это был город, в котором фиксировалось наибольшее число смешанных браков среди всех регионов югославской федерации.

Протестующие заняли зал парламента под крики «Долой правительство». Они выступали против радикальных взглядов двух противоборствующих сторон в лице Караджича и Изетбеговича. Через дорогу как раз находился офис партии Караджича, куда в итоге взъерошенная толпа и ринулась. Лидер приказал своим сербским охранникам стрелять на поражение, и на следующие 4 года регион погрузился в хаос…

***

Летом 1991 года боснийский «Железничар» планировал отпраздновать 70-летие со дня основания. Название этого клуба переводится как «железнодорожники», поскольку основатели работали на строительстве магистралей, в том числе 194-километровой линии между Сараево и Плоче через Мостар, в конце XIX века, когда этими землями правила Австро-Венгерская империя.

Уникальность «Железничара» заключалась в том, что здешние футболисты всегда принадлежали к различным этническим группам, разнообразие которых не было воспроизведено больше ни в одной другой югославской команде. На начальных этапах подобная концепция приносила трудности, так как было сложно добывать деньги («Железничар» был самой нищей командой региона), но за счет концертов самодеятельности «железнодорожники» имели определенную сумму, которую пускали на приобретение футбольной экипировки, мячей и своих знаменитых синих футболок.

В сентябре 1921 года, спустя месяц после смерти Петра I Карагеоргиевича, первого короля Югославии, «Железничар» провел свой премьерный матч. Соперником «синих» стала команда «САШК Напредак», которая разбила оппонента со счетом 5:1. Несмотря на проблемы, «железнодорожники» продолжили существование, но в 1941 году футбол в Югославии закончился с началом Второй мировой войны.

Возобновились футбольные поединки на Балканах только в 1946 году. Тогда «Железничар», многие игроки которого погибли в боях с нацистами, собрал фактически новую команду, а той удалось одержать победу в одной из семи региональных лиг, которые впоследствии стали основой для объединенного чемпионата Социалистической Федеративной Республики Югославия. Этот триумф позволил «железнодорожникам» стартовать в элитарной лиге югославского футбола с момента ее основания, и стал своеобразным воскрешением для «синих».

Чемпионом первого розыгрыша послевоенного чемпионата Югославии стал «Партизан», а в Сараево вскоре был сформирован новый клуб, изначально названный «СД Торпедо» в честь практически одноименной московской команды. Впоследствии он был переименован в «Сараево», и стал злейшим оппонентом для «Железничара». В 1967 году именно «Сараево» стал первой боснийской командой, которая выиграла «золото» чемпионата Югославии, а «Железничару» повторить достижение земляков удалось спустя 5 лет, когда они на финише обошли «Црвену Звезду» всего на 2 очка.

Нищета, войны, осада и непримиримое дерби. Любопытная история «Железничара»

Тот триумф позволил «синим» участвовать в розыгрыше Кубка европейских чемпионов-1972/73. Что правда, команда под руководством Благое Братича вылетела уже в первом раунде, столкнувшись волею жребия с английским «Дерби» Брайана Клафа, который сезоном ранее выиграл с «баранами» историческое для этой команды первое «золото» в Англии.

В следующий раз «Железничар» вернулся в еврокубки спустя 12 лет, но проделал это с огромным успехом. «Синие» под руководством Ивицы Осима стартовали в Кубке УЕФА-1984/85, где сумели дойти аж до полуфинала! По пути к этой стадии боснийцы последовательно выбили из турнира болгарский «Сливен», швейцарский «Сьон», румынскую «Университатю» и советское «Динамо» из Минска. Но в полуфинале «железнодорожники» споткнулись на венгерском «Видеотоне», которому по сумме двух матчей уступили минимально – 3:4.

***

Спустя 30 лет после того еврокубкового приключения «Железничара», в 2015 году, английский актер, писатель и телеведущий Том Уотт сел в Мостаре на поезд до Сараево, чтобы снять документальный фильм о футболе. Он гулял по улицам города и увидел небольшую табличку, буквально усыпанную цветами. Уотту пояснили, что на этом месте погибли 26 мирных жителей, стоявших в очереди за хлебом.

Перестрелка, начавшаяся 5 апреля 1992 года, превратилась в настоящую осаду Сараево, ставшую самой продолжительной в современной истории человечества. В течение 1425 дней сербская армия бомбила Сараево.

«Важно отметить, что первое место, куда они ударили авиацией, это было футбольное поле стадиона «Грбавица». Улица позади арены фактически стала линией фронта», – рассказывает Уотт.

За период осады погибло более 11,5 тысяч человек, а тренировочная база «Сараево» превратилась в кладбище, на котором свое последнее убежище нашли около двух тысяч человек.

«Я подружился с Давором, бывшим боснийским солдатом, который ныне работает таксистом. Его ранили на одном из холмов, когда была осада. Во время путешествия в Сараево он стал моим водителем и гидом, рассказав много интересного», – отмечает Уотт.

По словам Давора, более трех лет люди жили в подвалах в постоянном страхе от артиллерийских ударов. Зачастую дни приходилось проводить без, казалось бы, базовых предметов первой необходимости, таких как еда или электричество. Невероятно, но даже в таких условиях молодежная команда «Железничара» проводила тренировки.

«У них был зал в одной из школ. Это место было недосягаемым для огня сербских военных, а потому там дети могли более или менее безопасно тренироваться. Среди них был и юный Эдин Джеко», – выдает любопытную деталь Том Уотт, уточнявший эти данные впоследствии у форварда «Ромы» и звезды итальянской Серии А.

Надо сказать, что футболисты «Сараево» избежали осады. Они вовремя ретировались, и совершили поездку по миру, играя товарищеские матчи в разных уголках планеты и, тем самым, донося там о страшных событиях, происходивших в их родном городе.

29 февраля 1996 года осада Сараево, наконец, подошла к концу. Она продлилась в 3 раза дольше, чем легендарная осада Сталинграда во времена Второй мировой войны. Одним из последних варварских актов неповиновения со стороны сербской стороны стала брошенная граната в трамвай, вследствие которой погибла 55-летняя женщина и было ранено 19 человек.

Летом 1994 года «Железничар» сделал первые пробные шаги по возвращению в профессиональный футбол. 22 клуба сформировали Первую лигу независимой Боснии и Герцеговины, которая носила название Мусульманской лиги. Чемпионом стал «Челик», а «Сараево» и «Железничар» финишировали на втором и третьем местах, соответственно.

Чтобы полноценно восстановить футбол и инфраструктуру, местным властям в течение нескольких лет пришлось разминировать территорию. В частности, вокруг стадиона «Грбавица» было обезврежено более сотни взрывоопасных предметов, прежде чем на него вновь были допущены зрители.

Боснийский футбол и тамошние клубы пережили ряд очень тревожных периодов, но до сих пор дерби между «Сараево» и «Железничаром» считается самым крупным в городе и стране. К счастью, соперничество никак не связано с религией или этнической принадлежностью, а базируется исключительно на футбольной составляющей.

Алексей ШАТИЛОВ
+1
Автор: SergeФото:

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)